Возможности современной логопедии: как справиться с алалией и дизартрией у ребёнка?
В России около 58 % детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют какие-либо речевые патологии. И эти цифры растут с каждым годом. Важно понимать, что дефект речи существенно снижает качество жизни ребёнка. Повзрослев, малыш не сможет найти себя в определенных профессиональных сферах, у ребёнка могут развиться комплексы, появиться сложности в общении с другими людьми.
Можно ли полностью избавиться от речевых дефектов и когда наступает точка невозврата? Обо всём подробнее расскажет логопед клиники «Медлайн-Премьер» Шугаева Надежда Юрьевна.
С какими жалобами приходят к логопеду маленькие пациенты?
– Ко мне часто приходят дети с таким нарушением речи, как алалия и дизартрия. Причины возникновения дефектов могут быть самые разные: например, сильный токсикоз у мамы на первых месяцах беременности, гипоксия у плода, асфиксия, шейные подвывихи у ребенка в родах, – говорит Надежда Юрьевна.
- Алалия — это полное отсутствие или недоразвитие речи (говорит на своём языке) у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
- Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При таком дефекте возникает нарушение ряда звуков: шипящих, свистящих, соноров.
Можно ли навсегда избавиться от речевых дефектов?
– Компенсаторные возможности ребенка безграничны. И нужно понимать, что есть определённая точка невозврата.
Если вы приведете на занятия к логопеду ребенка в 3.5 или в 4 года, то практически со стопроцентной вероятностью ребенок полностью преодолеет даже сложные речевые нарушения ещё до школы. Всё, что позднее этого возраста – сложнее поддаётся коррекции. И немного успокою родителей. Если ваш малыш не выговаривает звуки «р» и «л», то не стоит раньше времени бить тревогу. В норме ребенок их должен корректно произносить к 5-6 годам, – поясняет логопед.
Если вы приведете на занятия к логопеду ребенка в 3.5 или в 4 года, то практически со стопроцентной вероятностью ребенок полностью преодолеет даже сложные речевые нарушения ещё до школы. Всё, что позднее этого возраста – сложнее поддаётся коррекции. И немного успокою родителей. Если ваш малыш не выговаривает звуки «р» и «л», то не стоит раньше времени бить тревогу. В норме ребенок их должен корректно произносить к 5-6 годам, – поясняет логопед.
В среднем для устранения дефектов речи ребёнку с алалией потребуется около 2.5 – 3 лет регулярных занятий (по 2-3 раза в неделю), с дизартрией чуть меньше – 1.5 – 2 года. При этом важно понимать, что огромную роль в прогрессе играет выполнение домашних заданий.
– Обучение артикуляции происходит через игровую форму. Нередко в своей практике я использую логопедический массаж. Он показан для детей с дизартрией и это крайне полезная и нужная методика в лечении данного нарушения. Как правило, у таких детей язык находится в постоянном тонусе, он дрожит при отведении его вперед, а от перенапряжения даже может посинеть. И моя задача как специалиста – снять этот тонус при помощи массажа лица, шеи и языка специальными инструментами, – рассказывает логопед Шугаева Надежда Юрьевна.
Ребёнка стоит показать специалисту, если:
- у малыша отсутствует указательный жест;
- у него отсутствует лепетная речь;
- в речи нет звукоподражаний;
- он не может составить простое предложение, описывая картинку;
- он не понимает или испытывает затруднения в понимании того, что ему говорят.
– В настоящее время дети редко начинают говорить в 2 года. Если раньше к этому времени ребенок уже строил фразы из 2-3 слов, то сейчас это нет так. На это повлияло, на мой взгляд, просмотр современных (откровенно глупых) мультфильмов, где у персонажей нет речи, а присутствуют только звуки. Родители всё чаще запрещают ребёнку всё вокруг: «не прыгай», «не трогай», «не лезь», «не ешь». В связи с чем у детей отсутствует возможность получить опыт, связанный со своим телом, что ему нравится, а что не нравится, что можно делать, а чего нельзя. Ребенок даже свои пищевые привычки не может сформировать, потому что ему всё нельзя. Пеленать детей тоже стали всё реже, а так ребенок познает границы своего тела, быстрее чувствует пространство и не испытывает сенсорный голод, – считает специалист.
Полезные советы от логопеда:
1
Не запрещайте ребёнку всё подряд. Малыш должен чувствовать, осязать окружающий мир во всей его полноте: слышать шум машины, понять какой на вкус пусть и не съедобный, но такой интересный объект и даже потрогать где находится его или мамин язык.
2
Позвольте ребёнку фантазировать во время игры. Поверьте, малыш не нуждается в 30 разных игрушках и развивашках, оставьте ему 10-15 предметов, чтобы он мог наделить их новой функциональностью (это тот самый случай, когда простая палка и меч, и конь и весло).
3
В выборе мультфильмов всё же отдавайте предпочтение советским картинам: в них есть живая правильная речь, длинный кадр, хорошая музыка, добрый посыл. Быстроменяющаяся картинка кислотного цвета с резкими звуками приведёт к тому, что ребёнку будет сложно в будущем удерживать своё внимание на одном предмете.
4
Никто не против компьютерных игр, в правильной дозе (около 15 минут в день) они прекрасно развивают логическое и творческое мышление, быстроту реакции и внимание.
5
Добавьте тактильные игры в жизнь ребёнка: взаимодействие с водой, песком, мыльными пузырями. Это развивает не только мелкую моторику, но и координацию, логическое мышление.
Случай из практики
– Полгода назад ко мне пришёл мальчик 5 лет, и он совсем не разговаривал. Сейчас я могу оценить его речь на «удовлетворительно». Но мы работали в команде с неврологом и нейропсихологом. У ребёнка с каждым днем речь становится всё лучше и понятнее. И прогноз у меня позитивный – к школе ребенок будет иметь полноценную речь, – делится логопед.
– Полгода назад ко мне пришёл мальчик 5 лет, и он совсем не разговаривал. Сейчас я могу оценить его речь на «удовлетворительно». Но мы работали в команде с неврологом и нейропсихологом. У ребёнка с каждым днем речь становится всё лучше и понятнее. И прогноз у меня позитивный – к школе ребенок будет иметь полноценную речь, – делится логопед.
Шугаева Надежда Юрьевна ведёт приём:
- По вторникам и четвергам с 14:00 до 18:40;
- По средам и пятницам с 13:00 до 17:40;
- В субботу с 10:00 до 14:00.
Для записи к специалисту обращайтесь по телефону: 59-77-77 (запись ведут врачи-консультанты).